История института

Институт создан Саратовской государственной академией права и Поволжским межрегиональным учебным центром 6 марта 1997 г. (приказ ректора СГАП № К-5/47 от 21.03.1997 г.) как Поволжский региональный юридический колледж СГАП. Инициаторами создания колледжа являлись ректор Академии, профессор Ф.А.Григорьев, доцент Е.В.Тарасов.

Первым директором колледжа был кандидат экономических наук, доцент Тарасов Евгений Владимирович.

4 декабря 1997 года по решению Ученого Совета СГАП колледж был преобразован в Поволжский региональный юридический институт. Являясь структурным подразделением Академии, ПРЮИН органично вписался в систему высшего профессионального образования.

Первоначально институт располагался по адресу: 410033, г. Саратов, ул. Международная, 34. В 2001 году Институту было выделено здание площадью 5993,9 кв.м, расположенное в Ленинском районе г.Саратова по адресу: 410033, Молодежный проезд, 4а. Впоследствии было приобретено еще одно здание по адресу: 410033, г.Саратов, Молодежный проезд, 7.

В 2008 году приказом К-5/47 от 29.02.2008 года Поволжский региональный юридический институт ГОУ ВПО «СГАП» реорганизован в Межрегиональный юридический институт ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

С 1998 года по 2007 год директором института был доктор юридических наук, профессор Разгильдиев Бяшир Тагирович.

С 2007 по 2008 гг. руководил институтом кандидат социологических наук, доцент Григорьев Олег Алексеевич.

С 2008 по 2009 гг. руководство институтом осуществлял кандидат исторических наук, доцент Туманов Сергей Николаевич, являющийся в настоящее время первым проректором, проректором по учебной работе ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

С 2009 по 2010 гг. институт возглавлял Землянский Александр Сергеевич, в настоящее время является директором Колледжа экономики, права и сервиса ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

С 1 марта 2010 по апрель 2012 гг. институт возглавляла доктор политических наук, профессор Слобожникова Валентина Сергеевна.

С 13 апреля 2012 года директором института назначен Петров Дмитрий Евгеньевич, доктор юридических наук

В Межрегиональном юридическом институте подготовка студентов осуществляется по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением степени «Бакалавр», а также по программам специалитета «Судебная и прокурорская деятельность»  в соответствии с ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и требованиями государственных образовательных стандартов. Форма получения образования – очная и заочная. Обучение осуществляется на платной и бюджетной основах. Выпускники получают высшее профессиональное (юридическое) образование и диплом об окончании Саратовской государственной юридической академии двух уровней по следующим направлениям высшего профессионального образования:

- по специальности 40.03.01. Юриспруденция, с присвоением квалификации «Бакалавр»

- по специальности 40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность, с присвоением квалификации «Юрист».

Основой организации учебного процесса в институте является сочетание лучших традиции классического юридического образования и современных технологии обучения, единство учебной и внеучебной работы студентов, что оказывает существенное влияние на качество подготовки специалистов.

Учебный процесс осуществляется профессорско-преподавательским составом Академии. Это такие известные ученые и педагоги, как: д.ю.н., профессор Цыбуленко З.И., зав. кафедрой арбитражного процесса д.ю.н. профессор Григорьева Т.А., д.м.н., профессор Махонько Н.И., зав. кафедрой философии, д.ф.н., профессор Невважай И.Д. и многие другие известные в России и за рубежом ученые.

Межрегиональный юридический институт в структуре Саратовской государственной юридической академии в соответствии с проведенной им работой и перспективами развития сочетает в себе опыт, накопленный Академией права, и молодость коллектива института, используя новейшие информационные технологии в организации учебного процесса. 

Институт располагает современной учебной базой. Фонд библиотеки составляет более 80 тысяч книг. Это учебная, методическая, специализированная, справочная литература и периодические издания по всем отраслям знаний. Читальный зал библиотеки рассчитаны на 130 мест, имеются компьютеры, объединенные локальной системой, с выходом в международную глобальную сеть Internet. Студенты, профессорско-преподавательский состав и сотрудники института имеют возможность работать со справочными правовыми системами «Гарант», «КонсультантПлюс», систематически обновляемыми.

Большой конференц-зал института на 150 (посадочных) мест принимает участников научных межвузовских и всероссийских форумов. В институте наряду с обычными аудиториями существуют зал судебных заседаний, лингафонные кабинеты, криминалистический полигон, компьютерные классы с выходом в сеть Internet, систем «Гарант», «КонсультантПлюс». Имеются тренажерный и спортивный залы.

Реализация в жизнь возложенных на институт целей и задач осуществляется в соответствии с планом его деятельности, утверждаемым ежегодно директором института и ректором Академии. План работы института состоит из таких основополагающих разделов, как: организация работы и управления институтом, учебно-методическая работа, научно-исследовательская работа со студентами, воспитательная работа, финансовая и хозяйственная деятельность.

Ход выполнения мероприятий, вытекающих из плана работы института, систематически обсуждается на совещаниях руководящего состава института и его структурных подразделений. В целях реализации требований государственной политики и решений Ученого Совета Академии в области высшего профессионального образования в институте функционирует Учебно-методический совет.

Наряду с учебно-методической работой особое внимание уделяется и научно-исследовательской деятельности студентов, как неотъемлемой части подготовки квалифицированных специалистов, способных творчески решать профессиональные, научные и социальные задачи. Основным принципом организации системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в институте является обеспечение ее комплексности, которая предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов, а также преемственность научно-исследовательской работы по уровням (курсам) обучения.

Организация научно-исследовательской работы осуществляется путем привлечения студентов к выполнению учебных заданий, реферативных, курсовых и дипломных работ, имеющих реальный научно-исследовательский характер; к выполнению индивидуальных заданий исследовательского характера в процессе стажировки в правоохранительных органах, органах правосудия; к работе в студенческих научных кружках, для обсуждения результатов самостоятельной научной работы студентов; к участию в грантовых программах; к участию в научных мероприятиях различного уровня (внутривузовских, межвузовских, городских, региональных, всероссийских, международных), стимулирующих индивидуальное творчество студентов и развитие системы научно-исследовательской работы студентов в целом (научные семинары, конференции, симпозиумы, конкурсы, выставки научных работ и т.д.); к подготовке научных публикаций по результатам проведенных исследований.

Успешное функционирование системы НИРС непосредственно связано с совершенствованием системы стимулирования студентов. Основными его формами являются: учет результатов научно-исследовательской работы студентов при оценке знаний (зачеты, экзамены и т.д.) на различных этапах обучения; публикация научных работ; выдвижение на конкурсной основе наиболее одаренных студентов на соискание именных стипендий; представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, медалями, дипломами, присвоением звания лауреата; рекомендации для обучения в аспирантуре.

В 2008 году в Институте организовано Научное студенческое общество, основной целью которого является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов в сфере юриспруденции путем стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в научных исследованиях, проводимых в вузе; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свой творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач, стоящих перед правоприменительной практикой.

Важное место уделяется руководством института организации воспитательной работы со студентами, которая строится на основе соответствующей концепции, соответствующей этапу развития высшей школы, системе принципов, закрепленных в действующей Конституции РФ. Ее основой является воспитание у студентов чувства ответственности, дисциплины, организованности, любви к Родине, широкого кругозора, тактичности, уважения к старшим, к другим нациям и народам, развитым духовным и культурным потребностям.

При организации воспитательной работы сложилась определенная система, охватывающая в своей совокупности индивидуальную работу со студентами, проведение культурно-массовых, спортивных ежегодных мероприятий, к числу которых относятся: «Посвящение в студенты», «Новогодний бал», «День национальных культур», «День защитника Отечества», «День здоровья», «Международный женский день», фестиваль «Студенческая весна», спартакиада курсовых команд по футболу и минифутболу, армрестлингу, лыжным гонкам, шахматам и др. Студенты института занимают призовые места в городских и областных мероприятиях художественной самодеятельности и спортивных олимпиадах. Команду КВН МЮИ «6 корпус» знают далеко за пределами Академии.

Доброй традицией стала встреча студентов, сотрудников, преподавателей с детьми-сиротами школы-интерната №1 и №2. Студенческим коллективом художественной самодеятельности организовываются и проводятся праздники детям-сиротам с вручением подарков, приобретенных на деньги, собранные силами студентов. Особенно запоминающимся является народный праздник «Прощай, Масленица!» в русских традициях с сожжением чучела, с тройкой лошадей, выступлением студенческого коллектива, горячими блинами и чаем, спортивными конкурсами.

Выходит студенческая газета «Фемида». Эта работа главным образом нацелена на формирование у студентов активной жизненной позиции, свободы самовыражения и, главное, нацеленности на овладение знаниями.

По инициативе студентов в 1999 году создан студенческий совет, а в 2000 году - студенческое профбюро. В них вошли представители практически всех курсов. Эти молодые люди, которые сами выразили желание заниматься студенческими проблемами. Студенческий совет и профбюро уже стали в институте авторитетными и уважаемыми организациями. От анализа пожеланий студсовет и профбюро перешли к оперативному решению проблем внутренней жизни института и при необходимости обращаются за помощью к администрации.

В организации учебно-воспитательного процесса тесно взаимодействуют директор, заместители директора, профессорско-преподавательский состав, сотрудники учебного отдела, очной и заочной форм обучения, воспитатель, руководитель художественной самодеятельности, совет кураторов, работники библиотеки, студенческий совет, профсоюзный комитет.

За достижения в учебной, научной, культурно-массовой, спортивной жизни в институте широко используются формы морального и материального поощрения, такие как: занесение на доску почета «Ими гордится институт», вручение грамот и объявление благодарности приказом директора с занесением в личное дело, направление благодарственных писем родителям, главам администраций районов, директорам и классным руководителям школ, награждение денежными премиями, туристическими путевками, билетами в театры.

Важной задачей, определенной ректором Академии перед руководством института, является установление прочных и всесторонних связей с администрацией Ленинского района и г. Саратова, с правоприменительными органами района, города и области. Одновременно ректор формирует единый «образовательный холдинг», в котором складываются отношения взаимопомощи между институтами Академии.

В институте сложилось активное сотрудничество со средствами массовой информации – печатью, радио, телевидением. Есть возможность объективного и оперативного информирования (на региональном и федеральном уровнях) о всесторонней многоплановой государственно-правовой и общественно-полезной деятельности института. Данный аспект работы несколько усиливается в период проведения «Дня открытых дверей», деятельности приемной комиссии, что позволяет институту на конкурсной основе отбирать в число студентов наиболее достойных молодых людей.

В пропаганде имиджа института широко участвуют непосредственно и сами студенты, преимущественно отличники учебы, они постоянно встречаются с учащимися школ Ленинского и других районов г.Саратова. Во время каникул студенты института, приехавшие из других регионов страны, проводят встречи в школах своей «малой» Родины.

В целом вся деятельность института направлена на формирование личности и подготовку высококвалифицированных специалистов – юристов.