20.12.2010
В последнее время среди форм и методов обучения высшей школы все большее распространение получают различные методы активного обучения, в основе которых лежит принцип непосредственного участия, предполагающий такое взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым, чтобы тот становился не объектом, а субъектом познавательной деятельности. Активное обучение позволяет не только аккумулировать в себе образовательные и научно-исследовательские процессы высшей школы, но и способствует развитию профессиональных способностей будущих специалистов, развитию их индивидуальности и творческой самостоятельности.
Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту, наиболее полное «погружение» в обозначенную учебно-тематическим планом и программой дисциплину «Криминалистика» является метод деловых игр.
Деловая игра по криминалистике – коллективный метод активного обучения, представляющий собой проведение имитационного процесса расследования преступления и производства отдельных следственных действий, который осуществляется «игроками» - студентами учебной группы, выполняющими определенные роли, под руководством «организатора» игры – преподавателя, ведущего в учебной группе практические занятия.
Такая игра погружает играющих в модель реальной профессиональной деятельности, раскрывает их потенциальные организаторские способности.
В течение 1 семестра 2010-2011 учебного года под руководством преподавателей кафедры методологии криминалистики со студентами 4 курса МЮИ были проведены следующие деловые игры: «Тактика осмотра места происшествия», «Тактика предъявления для опознания живых лиц», «Тактика следственного эксперимента», «Тактика обыска» и другие.
В ходе проведения деловых игр активно использовались специально оборудованные криминалистические полигоны МЮИ в помещении и на открытой местности (Полигон «Кухня», Полигон «Жилая комната», Полигон «Супермаркет», Полигон «Банк» и др.) и полигоны кафедры методологии криминалистики СГАП (комната, специально оборудованная окном с односторонней видимостью).
В ходе проведения деловых игр студенты использовали современные технические средства, самостоятельно создавали учебные фильмы по тактике проводимого следственного действия.
Кафедра методологии криминалистики выражает благодарность заведующему криминалистическим полигоном МЮИ Колмакову А.А. за оказанную помощь в организации и техническом обеспечении проведенных деловых игр.
Учебные полигоны, помимо проведения деловых игр в рамках учебных занятий, также используются при создании учебных фильмов и для подготовки материалов к внутривузовским и межинститутским олимпиадам по криминалистике.